Сказка – ложь, да в ней намёк…
(Занятие по курсу внеурочной деятельности «Эрудит»)
Корешкова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 1
го Сухой Лог
Подготовка к занятию: чтение сказки, вычленение отдельных фрагментов, дети делятся на 3 группы. После этого выбирают фрагмент для игры-драматизации: «прощание козы с козлятами», «первый, второй приход волка», «возвращение козы, спасение козлят». Репетируют свой фрагмент в группах.
Цель: усвоение универсальных учебных действий: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями: знакомство с разными животными, различение диких и домашних животных, развитие умения характеризовать животных по внешним признакам, совершенствование выразительности речи, различение речи рассказчика и героев.
Задачи: формирование эстетических потребностей, чувств; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выделение последовательности событий в сюжете и совершенствование умения считать (счёт до семи, до восьми, до девяти); активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа.
Материалы и оборудование:
Маски, костюмы к сказке, набор разрезанных карточек «Дикие и домашние животные» из учебника-тетради «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, два белых листа на доску, фломастеры, магниты, листы самооценки.
Примерное время проведения: 40 мин
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность обучающихся и учителя |
Формирование УУД |
1.Оргмомент 2. Актуализациязнаний
3. Игра-драматизация
4. Различение животных по внешним признакам
5. Итог занятия |
Кого мы называем эрудитом? (Эрудит – это человек обширных знаний. Словарь Ожегова)Сегодня на занятии проверим, насколько вы эрудированны.Для начала каждый из вас должен определить уровень своей эрудиции по двум направлениям: мир русских народных сказок, мир животных.(у каждого обучающегося листок, на котором начерчены 4 линеечки. Если ученик прекрасно знает РНС, крестик высоко, если где-то в чём-то сомневается –по середине, чувствует, что ещё многого не знает – ниже середины)1) На прошлом занятии мы вспоминали русскую народную сказку. Какую? (Показ иллюстрации) 2) Вопросы:Сосчитайте, сколько действующих лиц в сказке? Кого больше: взрослых или детей? Есть ли в тексте слова, которые рассказывают нам о козе и волке? Есть ли в
сказке слова, которые говорят они
сами? Как она
«причитает»? Так же, как всегда
разговаривает с козлятами или как-то
по-особому? (напевает, выражает
любовь, ласку) Почему удалась вторая попытка? Как показать голосом изменение в «причитании» волка? 1) Давайте попытаемся исполнить «причитания», постараемся передать ритмичность стихотворной речи.2)
Прежде, чем мы сыграем сказку, необходимо
«восстановить» последовательность
событий в сказке, выстроить их цепочку
(работа с
интерактивной доской)
|
мотивация
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
общеучебные –структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Выбор наиболее эффективного способа решения
знаково-символические действия: преобразование модели , где выявлены существенные признаки сказки
активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа
построение цепочки логических рассуждений
Самостоятельное выделение и классификация знаний по данной теме
коррекция - внесение необходимых дополнений в способ действи Сличение способа действия и его результата с поставленной задачей оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
Сказка Волк и семеро козлят
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
- Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:
- Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Пошла она в лес, к волку, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
- Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.