Роль классного руководителя в повышении эффективности воспитательной работы в классе.
Искусство воспитания имеет ту
особенность, что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным, и иным делом
лёгким, - и тем понятнее и легче кажется
оно, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.. Почти
все признают, что воспитание требует
терпения... , но весьма немногие пришли
к убеждению, что кроме терпения, врожденной
способности и навыка необходимы еще и
специальные знания.
К.Д.Ушинский
Что должно представлять собой воспитание в условиях реализации стратегии Наша Новая Школа? Отличия образовательного процесса, включая процесс воспитания, видится нам в конечной цели – формировании детско-взрослой общности. Школа должна стать "вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку" (Президент).
Это предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, в практике субъект-субъектных отношений, в пространстве событийной общности, в пространстве рефлексирующего сознания. Основными признаками нового типа отношений, которые складываются сегодня между участниками образовательного процесса, и они же являются характеристиками детско-взрослой общности, обозначены:
1. рефлексивная характеристика общности
2. индивидуальные и групповые эмоции и переживания - общность характеризуется как «эмоциональное единство», совместные переживания эмоций, эмпатийное единство, групповая эмоциональная идентификация, чувство МЫ – вот эмоционально-психологическая характеристика общности
3. индивидуальные и групповые ценности и смыслы в общности проявляются как «поле морально-нравственного напряжения»
4. индивидуальные и коллективные действия и деятельность, общение выступает как совместная деятельность.
Наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы воспитательная работа стала специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.
Средства достижения этой цели видятся в следующем:
изменение содержания воспитательной деятельности;
переход к деятельностно-компетентностной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности; проектность должна пронизывать всю жизнь Новой школы, включая сам тип отношений между субъектами образования. Целенаправленное введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, и организационно-управленческую и др.;
использование новых образовательных технологий;
формирование субъект-субъектных отношений.
На основе национального воспитательного идеала определяются общие задачи воспитания, изменяется содержание воспитательной деятельности. Понимая это, учу обучающихся доброте, справедливости, само- и взаимоуважению, доверию к одноклассникам, уважительному отношению к родителям, заботливому отношению к старшим и младшим, умению противостоять в пределах своих возможностей грубым действиям и влияниям. Это осуществлялось, конечно, в ходе урочной деятельности, а также во время различных классных часов, творческих встреч, праздников. Были проведены классные часы на темы: «Ответственность», «Зависть», «Лучшее слово о дружбе», «Береги здоровье смолоду» и др., организованы встречи с представителем ОВД по профилактике правонарушений, с представителем ГИБДД по профилактике безопасности дорожного движения. Прошла игра - самопредставление « Это - Я!», праздник «Моя семья» и др. Такая общность создает благоприятный социально-психологический климат, атмосферу эмоционального принятия и признания, чувство родства и принадлежности к нему, условия для открытой самореализации в позиции и поступках.
Решение важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания составляет «Портрет выпускника начальной школы», обозначенный в ФГОС и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится в использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе мы решаем эту задачу через организацию проектной деятельности.
Мы реализовали следующие проекты:
творческие проекты: «Большой секрет для маленькой компании», «Мое маленькое открытие», «Обыкновенное чудо». Результатами данной работы стало оформление гербариев, коллекций камней, выставок фотографий, рисунков, поделок, создание презентаций и буклетов.
практико-ориентированный проект «Новогодняя игрушка», «Старый замок»
информационные проекты: « Звуки, запахи и краски осени», «Мы в согласии с природой продлеваем жизни годы!», «Как улучшить зрение» и др.
Хочется верить, что овладение основами проектного способа в начальной школе поможет обучающимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в школе 2 ступени.
Среди инновационных образовательных технологий активно использую информационные. В этом мне помогло краткосрочное повышение квалификации по программе «INTEL. Обучение для будущего» (по образовательной программе «Информационная культура педагога»). Применяю это и на уроках, и при организации взаимодействия с родителями. Так было, например, при реализации проекта «Звуки, запахи и краски осени». Работа в творческих группах, обращение к родителям за помощью, совместный выход в осенний лес, изготовление поделок из листьев и природного материала – таким образом выстраивается взаимодействие вокруг коллективной деятельности, что регулирует индивидуальную реализацию каждого члена группы в разных видах общения. Я провела собрание родителей и детей «Наши достижения». Обычно, я никогда на собрании не называю фамилии обучающихся, а на этом собрании нашлись хорошие добрые слова для каждого. Презентация, которую мы подготовили вместе, была интересна всем. В данном случае, ценностно-смысловая характеристика определяет цель и средства коллективной деятельности, вокруг которой выстраивается взаимодействие, что регулирует индивидуальную и коллективную реализацию субъектов общности во всех видах деятельности и общении.
Особое место занимает проект «Электронный дневник». В нашем образовательном учреждении была создана группа педагогического общения «Информационные технологии в образовательном процессе как средство общения его участников (электронный дневник)», целью работы которой стало создание условий для развития информационно-образовательной среды гимназии через участие в работе Всероссийской образовательной сети Дневник.ru. Мною, как классным руководителем, были проведены родительские собрания о введении электронного дневника в образовательную систему МОУ «Гимназия №1», входное анкетирование. Получено согласие родителей на размещение личных данных в Электронном дневнике, была создана и размещена в сети база данных для моего класса. После подключения к проекту учителей-предметников и введения данных об успеваемости родители получили возможность пользоваться данной средой с третьей четверти 2010-2011 учебного года.
В Дневнике есть все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах. Каждый пользователь Дневника (родитель, учитель, ученик) имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог.
У всех объектов социальной сети Дневник есть собственные файловые хранилища, в которые можно загружать все виды файлов. Например, в Родительской мы объявили конкурс «Мой любимый ребенок». В нем участвуют фотографии, на которых изображены дети.
На формирование субъект-субъектных отношений направлена и вся работа с родителями. В своей работе с ними я, как классный руководитель, использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем, в том и другом случае реализую традиционные формы работы:
родительские собрания;
общешкольные конференции;
индивидуальные консультации педагога;
тематические консультации;
внеклассные праздники.
Темы собраний подбираю с учётом возрастных особенностей детей. Стараюсь, на собрании просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии. Например: «Подготовка ребёнка к обучению в школе» (1 класс), «Развиваем самостоятельность» (2 класс), «Вредные привычки» (3 класс), «Мудрость воспитания: родительский авторитет» (4 класс). Также совместно с детьми проводим родительское собрание «Педагогика понимания», где обучающиеся выступают в качестве доктора медицины, доктора педагогических наук, родителей, учителей и дают советы по организации режима дня школьника, системе поощрений и наказаний и др.
Родительские конференции готовятся в гимназии очень тщательно, с обязательным участием психолога, зам.директора по УВР. Приглашаем представителя отдела наркоконтроля, сотрудника ПДН ОВД. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта, задают вопросы.
Индивидуальные консультации - это одна из важнейших форм взаимодействия меня, как классного руководителя с семьей. Она необходима, когда я набираю класс и в любом другом случае. Беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами (учителями-предметниками) и семьёй, для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не становятся гласными. В беседе я больше слушаю и стараюсь услышать, и никогда не увлекаюсь назидательными советами.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Для того чтобы тематическая консультация состоялась, стараюсь убедить родителей в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В тематической консультации участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это зам. директора по УВР, психолог. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют. Рекомендую обратиться в службу «Доверие».
Внеклассные праздники провожу под девизом: все дела вместе с родителями! Традиционные праздники: День Знаний, походы в зимний и осенний лес, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, окончание учебного года.
Праздники нашего класса: «Моя семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», КВН, « Бой кораблей», «Золушка», «Праздник сказки» и др.
Такое непосредственное контактное взаимодействие между учителем, родителями и обучающимися, совместное общение и деятельность становятся специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.
Итак, установка на понимание, приятие индивидуальности другого и осмысление мира его переживаний определяет толерантность к противоположным мнениям, "открытость" в области межличностного познания и их выраженную пластичность, некатегоричность в суждениях и способность видеть мир глазами другого – ведущие способности при субъект-субъектном общении с другим. Я стараюсь формировать данные отношения и, выпуская класс, можно сказать о следующих результатах:
1) удовлетворенность образовательными услугами,
2) результативное участие в командной борьбе,
3) отсутствие правонарушений.
В заключении, в качестве примера мне бы хотелось привести ответы мальчиков на вопрос: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску.
Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков.
Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.
Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.
Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.
Мне нравятся девочки, похожие на принцесс. Когда рядом со мной такая девочка- то мне хочется походить на принца.