Урок окружающего мира на тему "Реки" во 2-м классе по программе "Школа-2100"
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
Воспитывать любознательность, любовь к природе.
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Загадка.
Течет,
течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не
выбежит. (Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока "Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
Что такое река?
Откуда берется в реке вода?
Почему вода в реке не кончается?
Для чего нужны реки?
Как реки изменяют земную поверхность?
III. Совместное "открытие” знаний.
– Что такое река?
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
– Что такое течение?
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет "вечнотекущую " воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
дождевое
ледниковое
подземные воды
снеговое.
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Физминутка.
Мы к лесной
лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К
речке быстрой мы спустились,
Наклонились
и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот
так славно освежились.
Делать так
руками нужно
Вместе – раз, это
брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все,
как один, плывем как дельфин.
Вышли на
берег крутой
И отправились домой.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?
+ Весной – во время таяние снегов.
Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется?
Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
V. Работа с картой.
1. Карта полушарий.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
2-й ряд: ищет реки Америки.
3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Африка: Конго, Нил.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
VI. Охрана рек.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Послушайте историю.
Мы приехали
на речку воскресенье провести,
А
свободного местечка возле речки не
найти.
Тут сидят и там сидят, загорают
и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни
взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
и поляночку нашли,
Но на солнечной
полянке тут и там пустые банки.
И, как
будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы
приехали на речку понедельник
провести.
Только чистого местечка
возле речки не найти.
(С. Михалков
"Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
VI. Итог.
– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?
VII. Рефлексия.
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
IX. Домашнее задание.
Всем: У. с. 104-107
Постарайтесь найти ответ на вопрос: "Как реки изменяют земную поверхность?”
На выбор:
Подготовить сообщение о крупных реках России.
Выполнить макет местности, по которой протекает река
Составить кроссворд по теме "Реки”.
Литература
Учебник: Окружающий мир. Учебник для 2 класса: Наша планета Земля. В 2 ч. Ч.1 /А.А.Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2009.
Медникова Н.А. Интернет http:// wikiraf.ru/im/539/tovnoad
Рудченко Л.И. Окружающий мир 2 класс Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева и др. "Наша планета Земля”