Сказка – ложь, да в ней намёк…

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению

в 1 классе

Корешкова Светлана Викторовна,

МАОУ Гимназия № 1 г. Сухой Лог


Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно-деятельностного подхода, который определяется ФГОС как основополагающий. Для того чтобы выстроить урок в логике системно-деятельностного подхода, можно использовать метод интеграции (в данном случае урока окружающего мира и литературного чтения).

К уроку по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк…» обучающимся необходимо прочитать сказку «Волк и семеро козлят», вычленить отдельные фрагменты (их 3), разделиться на группы, выбрать фрагмент для игры-драматизации: «Прощание козы с козлятами», «Первый, второй приход волка», «Возвращение козы, спасение козлят», отрепетировать свой фрагмент в группах, включить в драматизацию исполнение песенки Козы на английском языке, движения маленького козлёнка (небольшой акробатический этюд), выход Козы (хореографическую композицию). В качестве рекомендаций учитель советует выразить напевность, ритмичность стихотворной речи, передать свое отношение к животным и показать необходимость бережного, доброго отношения к природе.

Целью такого урока является усвоение познавательных универсальных учебных действий - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями: знакомство с разными животными, различение диких и домашних животных, развитие умения характеризовать животных по внешним признакам, совершенствование выразительности речи, различение речи рассказчика и героев.

В ходе занятия учитель решает следующие задачи: формирование эстетических потребностей, чувств (личностные УУД); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выделение последовательности событий в сюжете и совершенствование умения считать (счёт до семи, до восьми, до девяти) (регулятивные УУД); активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа (коммуникативные УУД).

Исходя из цели и задач, целесообразно выбрать следующую структуру урока.

1. Оргмомент. Каждый обучающийся должен определить уровень своей эрудиции по двум направлениям: мир русских народных сказок, мир животных. (У каждого обучающегося листок, на котором начерчены 4 линеечки. Если ученик прекрасно знает русские народные сказки, крестик обозначает высоко, если где-то в чём-то сомневается –по середине, чувствует, что ещё многого не знает – ниже середины)

Формируются такие универсальные учебные действия, как мотивация – эмоциональный настрой на урок, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

2. Актуализация знаний. Обучающиеся вспоминают, с какой сказкой они работали (при этом учитель может использовать иллюстрации) и отвечают на вопросы: сколько действующих лиц в сказке? Кого больше: взрослых или детей? Есть ли в тексте слова, которые рассказывают нам о козе и волке? Есть ли в сказке слова, которые говорят они сами? Какие слова говорит коза, когда возвращается домой? Как она «причитает»? Так же, как всегда, разговаривает с козлятами или как-то по-особому? Почему в первый раз волку не удалось обмануть козлят? Почему удалась вторая попытка? Как показать голосом изменение в «причитании» волка? На данном этапе урока прослеживаются такие УУД: познавательные общеучебные – структурирование знаний, коммуникативные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3. Игра-драматизация. На данном этапе обучающиеся пытаются исполнить «причитания», стараются передать ритмичность стихотворной речи. Прежде, чем сыграть сказку, необходимо «восстановить» последовательность событий в сказке, выстроить их цепочку (на этом этапе удобна работа с интерактивной доской).

Перед собственно инсценировкой младшие школьники знакомятся с критериями оценивания: особое внимание при обсуждении отводится знанию повадок животных, качеству исполнения «причитания», ритмичности, напевности, и любви.

При формировании УУД особое внимание обращается на: выбор наиболее эффективного способа решения, знаково-символические действия: преобразование модели, где выявлены существенные признаки сказки, активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа.

4. Различение животных по внешним признакам. Обучающимся предлагается разделить животных из этой сказки на две группы (дикие, домашние), ответить на вопрос: почему их так назвали? Подготовленный ученик рассказывает детям, откуда взялись домашние животные (рассказ может сопровождаться презентацией). Обучающиеся называют диких и домашних животных, рассказывают, что они знают о них. (В работе используются слайды презентации «Домашние и дикие животные»). В качестве проверки полученных результатов обучающимся предлагается работа в группах сменного состава. На классную доску прикрепляется два листа белой бумаги на магнитах. Одна группа будет отвечать за «лес и поле, где живут дикие звери», а другая — «за ферму и дом, где живут домашние животные». Поэтому один рисует на своем листе — лес и поле. А другой — дом, окруженный забором. У детей на парте находится один набор разрезанных карточек («дикие и домашние животные»). Они должны распределить между собой карточки (кому нужны изображения диких, кому — домашних) и наклеить их на свои заготовки. В итоге осуществляется сопоставление разных вариантов оформления работы.

На данном этапе урока формируются следующие УУД: построение цепочки логических рассуждений, самостоятельное выделение и классификация знаний по данной теме, коррекция - внесение необходимых дополнений в способ действия, сличение способа действия и его результата с поставленной задачей.

5. Итог урока. Рефлексия. В ходе этого этапа урока младшие школьники употребляют уже знакомые им формулировки: «Сегодня на уроке я узнал…, могу похвалить себя за …, одноклассников…» Каждому обучающемуся предлагается определить, повысился ли он уровень своей эрудиции по двум направлениям: мир русских народных сказок, мир животных. На листе самооценки первоклассник может отметить уровень усвоения знаний. Если ученик узнал много нового, пометка высоко, если в чём-то сомневается –посередине, чувствует, что ещё многого не знает – ниже середины. Такая работа формирует способность к оцениванию – выделению и осознанию учащимися того, что уже усвоено, осознанию качества и уровня усвоения.

Интегрированный урок создает возможности использования различных форм работы: фронтальной, в группах, индивидуальной, чередования различных видов деятельности, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.