ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

                                                  С.В. Корешкова,

 учитель начальных классов,

МАОУ Гимназия №1

го Сухой Лог

 

В школе 1 ступени гимназии №1 реализуются программы начального общего образования. Однако именно она является пропедевтической по отношению к гимназическому обучению в основной и старшей школе.

Подготовка к дополнительной (углубленной) подготовке обучающихся по предметам гуманитарного профиля, в частности литературы, обеспечивается в школе 1 ступени нацеленностью содержания, организации, технологии обучения  на общекультурное развитие личности (введение с первого класса блоков и тем культурологической направленности по предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»).

При работе над содержанием образования с целью реализации культурологического подхода мы используем:

дополняющий подход (предмет компонента образовательного учреждения «Риторика»);

проникающий подход (все предметы рассматриваются и преподаются через призму мировой и отечественной культуры);

Уже в школе 1 ступени мы работаем над формированием мировоззрения и гуманистического сознания, усвоением универсальных способов познания действительности, овладением средствами мыслительной деятельности (на всех предметах, входящих в учебный план гимназии).

Осуществляется дополнение традиционных предметов (со второго класса предмет «Литературное чтение» дополняется предметом компонента, формируемого участниками образовательного процесса, «Риторика»).

Сегодня значение учебного курса «Литературное чтение» особенно важно, так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, а эти задачи ставит перед нами Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Так как курс литературного чтения в большей степени имеет воспитательную направленность, то важно понимать, какие ценности должны лежать в основе его преподавания. Эти ценностные ориентиры чётко обозначены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, семья,  труд и творчество, наука, гражданственность, природа,  человечество,  искусство и литература. Перечисленные ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственной основы, без нравственных ориентиров невозможно достичь каких-либо результатов в воспитании обучающихся.

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений.  Цель курса «Литературное чтение» - воспитание эстетически развитого читателя, способного не только вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому и самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, отражённые в нём.  На этих уроках обучающиеся в практической литературной деятельности работают то в авторской, то в читательской позициях, что востребовано будет в основной школе. Задачи работы в позициях автора, читателя-критика и читателя - теоретика различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие читателя-школьника.  Работая в читательской позиции, обучающийся должен понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину «глазами» автора, а также выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор. 

На уроках «Приглашение в большой мир литературы», «Былина как фольклорный жанр», «Знакомство с Муми-семейством» используется непосредственно-эмоциональное вслушивание с включением изобразительного ряда (репродукции картин, слайды). При проведении  уроков "Праздник осени”, "Сонное царство”, "Зимняя сказка” возможно  включение литературно-музыкальные композиции. А такой вид работы читателя, как выразительное чтение взрослого, – своего рода театр одного актера, который своей "игрой” облегчает работу маленьких читателей, помогает им "открывать” в тексте новые глубины и оттенки.

На уроках конкурса чтецов («В стране Вообразилии»), где происходит смена позиций: непосредственно-эмоциональное вслушивание сменяется оценкой, выразительное чтение самих детей, – это свое понимание текста, выражение своего настроения к читаемому; акцентное вычитывание - вычленение из текста определенных моментов для решения поставленной читательской задачи, которую "назначает” учитель. Глубина "вычитывания” в каждом случае определяется уровнем развития маленьких читателей, активностью их творческого поиска. Формирование таких  умений, как извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов, делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам возможно на уроках литературного чтения, работая в позиции читателя. Таким образом, работа в данной позиции воспитывает творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельному постижению авторского принципа видения и самостоятельной оценке произведения. Это формирует личностные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия и позволяет говорить о сформированном положительном отношении к учению, эмоциональной стабильности при переходе обучающихся в основную школу .

Работая в авторской позиции, ребенок и сам пытается создавать художественное произведение. Эта работа в начале обучения может проводиться в форме коллективного этюда, когда под руководством учителя класс работает над одной творческой задачей (например, «Кто же такой Карлсон?», «Сочинение-рассказ о сказочном человечке», «Что я люблю», «Осенний парашютист» и др.). В этой работе происходит реальное распределение позиций: автор сочиняет, читатель-критик оценивает создаваемую автором картину мира и помогает ее совершенствовать. Следующий этап происходит в форме индивидуальной письменной работы – классного или домашнего сочинения. Несомненно, что самые ценные и прочные знания – именно те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. И обязательный завершающий урок – обсуждение детских сочинений, когда читатели-критики оценивают работу авторов, учатся видеть удачи и неудачи, помогают сделать работу совершеннее. На этих уроках ученик развивается и как автор, и как читатель. Это достигается прежде всего потому, что обсуждается не далекий, достигший совершенства взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку, к которому можно обратиться с вопросами о его намерениях, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение одноклассников. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснение учителя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов собственного труда. В начальной школе этой работе уделяется много внимания, она выступает как главное условие литературного развития читателя и готовит обучающихся к более сложной и самостоятельной учебной деятельности на второй ступени образования.

Оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий целесообразно проводить в ходе проверочных работ (в течение года) и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. Оценка же коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий фиксируется в портфолио в виде листов самооценки, где отражены такие умения, как умение слушать одноклассника, способность изменять своё  мнение в отношении какого-то объекта, уровень самостоятельности при выполнении какого-либо задания и др.. Такая работа оказывает большое влияние на результат образования и обеспечивает становление ребенка как субъекта образовательного процесса.

Сформированные универсальные учебные действия способствуют тому, что младшие школьники становятся корреспондентами гимназического детского издательства «Альтаир» и публикуют свои произведения на странице «Школьная жизнь в режиме ONLINE», которая выходит в муниципальном издании «Сухоложская новая газета», участвуют в различных муниципальных («Служу Отечеству!», «Мы выбираем будущее») и региональных («Слово об учителе», «Урок письма», «Алмазные грани») конкурсах, во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Чудесный мир литературы», Всероссийской дистанционной викторине «Русский играючи!». Они ищут свое место в мире, проходя путь от приобретения социальных знаний до опыта деятельности в социуме, что впоследствии развивается в основной и старшей школе, и это делает их успешными.

 

 

Список литературы

 

           1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М: Просвещение,2011

            2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2012

            3. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. М: Просвещение, 2010

            4. Климанова Л.Ф.. Формирование личностных УУД в курсе литературного чтения. nsportal.ru.

            5. Трутанова И.А.. Развитие личностных УУД на уроках литературного чтения. nsportal.ru.