Роль классного руководителя в повышении эффективности воспитательной работы в классе.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

Что должно представлять собой воспитание в условиях реализации стратегии Наша Новая Школа? Отличия образовательного процесса, включая процесс воспитания, видится нам в конечной цели – формировании детско-взрослой общности. Школа должна стать "вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку" (Президент).

Это предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, в практике субъект-субъектных отношений, в пространстве событийной общности, в пространстве рефлексирующего сознания. Основными признаками нового типа отношений, которые складываются сегодня между участниками образовательного процесса, и они же являются характеристиками детско-взрослой общности, обозначены:

1. рефлексивная характеристика общности

2. индивидуальные и групповые эмоции и переживания - общность характеризуется как «эмоциональное единство», совместные переживания эмоций, эмпатийное единство, групповая эмоциональная идентификация, чувство МЫ – вот эмоционально-психологическая характеристика общности

3. индивидуальные и групповые ценности и смыслы в общности проявляются как «поле морально-нравственного напряжения»

4. индивидуальные и коллективные действия и деятельность, общение выступает как совместная деятельность.

Наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы воспитательная работа стала специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.

Средства достижения этой цели видятся в следующем:

  1. изменение содержания воспитательной деятельности;

  2. переход к деятельностно-компетентностной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности; проектность должна пронизывать всю жизнь Новой школы, включая сам тип отношений между субъектами образования. Целенаправленное введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, и организационно-управленческую и др.;

  3. использование новых образовательных технологий;

  4. формирование субъект-субъектных отношений.


На основе национального воспитательного идеала определяются общие задачи воспитания, изменяется содержание воспитательной деятельности. Понимая это, учу обучающихся доброте, справедливости, само- и взаимоуважению, доверию к одноклассникам, уважительному отношению к родителям, заботливому отношению к старшим и младшим, умению противостоять в пределах своих возможностей грубым действиям и влияниям. Это осуществлялось, конечно, в ходе урочной деятельности, а также во время различных классных часов, творческих встреч, праздников. Были проведены классные часы на темы: «Ответственность», «Зависть», «Лучшее слово о дружбе», «Береги здоровье смолоду» и др., организованы встречи с представителем ОВД по профилактике правонарушений, с представителем ГИБДД по профилактике безопасности дорожного движения. Прошла игра - самопредставление « Это - Я!», праздник «Моя семья» и др. Такая общность создает благоприятный социально-психологический климат, атмосферу эмоционального принятия и признания, чувство родства и принадлежности к нему, условия для открытой самореализации в позиции и поступках.

Решение важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания составляет «Портрет выпускника начальной школы», обозначенный в ФГОС и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится в использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе мы решаем эту задачу через организацию проектной деятельности.

Мы реализовали следующие проекты:

  • творческие проекты: «Большой секрет для маленькой компании», «Мое маленькое открытие», «Обыкновенное чудо». Результатами данной работы стало оформление гербариев, коллекций камней, выставок фотографий, рисунков, поделок, создание презентаций и буклетов.

  • практико-ориентированный проект «Новогодняя игрушка», «Старый замок»

  • информационные проекты: « Звуки, запахи и краски осени», «Мы в согласии с природой продлеваем жизни годы!», «Как улучшить зрение» и др.

Хочется верить, что овладение основами проектного способа в начальной школе поможет обучающимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в школе 2 ступени.

Среди инновационных образовательных технологий активно использую информационные. В этом мне помогло краткосрочное повышение квалификации по программе «INTEL. Обучение для будущего» (по образовательной программе «Информационная культура педагога»). Применяю это и на уроках, и при организации взаимодействия с родителями. Так было, например, при реализации проекта «Звуки, запахи и краски осени». Работа в творческих группах, обращение к родителям за помощью, совместный выход в осенний лес, изготовление поделок из листьев и природного материала – таким образом выстраивается взаимодействие вокруг коллективной деятельности, что регулирует индивидуальную реализацию каждого члена группы в разных видах общения. Я провела собрание родителей и детей «Наши достижения». Обычно, я никогда на собрании не называю фамилии обучающихся, а на этом собрании нашлись хорошие добрые слова для каждого. Презентация, которую мы подготовили вместе, была интересна всем. В данном случае, ценностно-смысловая характеристика определяет цель и средства коллективной деятельности, вокруг которой выстраивается взаимодействие, что регулирует индивидуальную и коллективную реализацию субъектов общности во всех видах деятельности и общении.

Особое место занимает проект «Электронный дневник». В нашем образовательном учреждении была создана группа педагогического общения «Информационные технологии в образовательном процессе как средство общения его участников (электронный дневник)», целью работы которой стало создание условий для развития информационно-образовательной среды гимназии через участие в работе Всероссийской образовательной сети Дневник.ru. Мною, как классным руководителем, были проведены родительские собрания о введении электронного дневника в образовательную систему МОУ «Гимназия №1», входное анкетирование. Получено согласие родителей на размещение личных данных в Электронном дневнике, была создана и размещена в сети база данных для моего класса. После подключения к проекту учителей-предметников и введения данных об успеваемости родители получили возможность пользоваться данной средой с третьей четверти 2010-2011 учебного года.

В Дневнике есть все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах. Каждый пользователь Дневника (родитель, учитель, ученик) имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог.

У всех объектов социальной сети Дневник есть собственные файловые хранилища, в которые можно загружать все виды файлов. Например, в Родительской мы объявили конкурс «Мой любимый ребенок». В нем участвуют фотографии, на которых изображены дети.

На формирование субъект-субъектных отношений направлена и вся работа с родителями.       В своей работе с ними я, как классный руководитель, использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем, в том и другом случае реализую традиционные формы работы:

  • родительские  собрания;

  • общешкольные конференции;

  • индивидуальные консультации педагога;

  • тематические  консультации;

  • внеклассные праздники.

Темы собраний подбираю с учётом возрастных особенностей детей. Стараюсь, на собрании просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии. Например: «Подготовка ребёнка к обучению в школе» (1 класс), «Развиваем самостоятельность» (2 класс), «Вредные привычки» (3 класс), «Мудрость воспитания: родительский авторитет» (4 класс). Также совместно с детьми проводим родительское собрание «Педагогика понимания», где обучающиеся выступают в качестве доктора медицины, доктора педагогических наук, родителей, учителей и дают советы по организации режима дня школьника, системе поощрений и наказаний и др.

Родительские   конференции   готовятся в гимназии очень тщательно, с обязательным участием психолога, зам.директора по УВР. Приглашаем представителя отдела наркоконтроля, сотрудника ПДН ОВД. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта, задают вопросы.     

Индивидуальные консультации - это одна из важнейших форм взаимодействия меня, как классного руководителя с семьей. Она необходима, когда я набираю класс и в любом другом случае. Беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами (учителями-предметниками) и семьёй, для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не становятся гласными. В беседе я больше слушаю и стараюсь услышать, и никогда не увлекаюсь назидательными советами.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят на­столько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

    Для того чтобы тематическая консультация состоялась, стараюсь убедить родителей в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В тематической консультации участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это зам. директора по УВР, психолог. В ходе темати­ческой консультации родители получают рекомендации по вопро­сам, которые их волнуют. Рекомендую обратиться в службу «Доверие».

Внеклассные праздники провожу под девизом: все дела вместе с родителями! Традиционные праздники: День Знаний, походы в зимний и осенний лес, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, окончание учебного года.

Праздники нашего класса: «Моя семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», КВН, « Бой кораблей», «Золушка», «Праздник сказки» и др.

Такое непосредственное контактное взаимодействие между учителем, родителями и обучающимися, совместное общение и деятельность становятся специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.

Итак, установка на понимание, приятие индивидуальности другого и осмысление мира его переживаний определяет толерантность к противоположным мнениям, "открытость" в области межличностного познания и их выраженную пластичность, некатегоричность в суждениях и способность видеть мир глазами другого – ведущие способности при субъект-субъектном общении с другим. Я стараюсь формировать данные отношения и, выпуская класс, можно сказать о следующих результатах:

1) удовлетворенность образовательными услугами,

2) результативное участие в командной борьбе,

3) отсутствие правонарушений.

В заключении, в качестве примера мне бы хотелось привести ответы мальчиков на вопрос: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?

  • В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску.

  • Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков.

  • Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.

  • Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.

  • Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.

  • Мне нравятся девочки, похожие на принцесс. Когда рядом со мной такая девочка- то мне хочется походить на принца.