Сказка – ложь, да в ней намёк…

(Занятие по курсу внеурочной деятельности «Эрудит»)

Корешкова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 1

го Сухой Лог

Подготовка к занятию: чтение сказки, вычленение отдельных фрагментов, дети делятся на 3 группы. После этого выбирают фрагмент для игры-драматизации: «прощание козы с козлятами», «первый, второй приход волка», «возвращение козы, спасение козлят». Репетируют свой фрагмент в группах.

Цель: усвоение универсальных учебных действий:  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями: знакомство с разными животными, различение диких и домашних животных, развитие умения характеризовать животных по внешним признакам, совершенствование выразительности речи, различение речи рассказчика и героев.

Задачи:  формирование эстетических потребностей, чувств; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выделение последовательности событий в сюжете и совершенствование умения считать (счёт до семи, до восьми, до девяти); активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа.

Материалы и оборудование:

Маски, костюмы к сказке, набор разрезанных карточек «Дикие и домашние животные» из учебника-тетради «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, два белых листа на доску, фломастеры, магниты, листы самооценки.

Примерное время проведения: 40 мин

Ход занятия:


Этапы занятия

Деятельность обучающихся и учителя

Формирование УУД

1.Оргмомент











2. Актуализация

знаний











3. Игра-драматизация













4. Различение животных по внешним признакам





















5. Итог занятия

Кого мы называем эрудитом? (Эрудит – это человек обширных знаний. Словарь Ожегова)

Сегодня на занятии проверим, насколько вы эрудированны.

Для начала каждый из вас должен определить уровень своей эрудиции по двум направлениям: мир русских народных сказок, мир животных.(у каждого обучающегося листок, на котором начерчены 4 линеечки. Если ученик прекрасно знает РНС, крестик высоко, если где-то в чём-то сомневается –по середине, чувствует, что ещё многого не знает – ниже середины)

1) На прошлом занятии мы вспоминали русскую народную сказку. Какую?

(Показ иллюстрации)

2) Вопросы:

Сосчитайте, сколько действующих лиц в сказке?

Кого больше: взрослых или детей?

Есть ли в тексте слова, которые рассказывают нам о козе и волке?

Есть ли в сказке слова, которые говорят они сами?
Какие слова говорит коза, когда возвращается домой?

Как она «причитает»? Так же, как всегда разговаривает с козлятами или как-то по-особому? (напевает, выражает любовь, ласку)
Почему в первый раз волку не удалось обмануть козлят?

Почему удалась вторая попытка?

Как показать голосом изменение в «причитании» волка?

1) Давайте попытаемся исполнить «причитания», постараемся передать ритмичность стихотворной речи.

2) Прежде, чем мы сыграем сказку, необходимо «восстановить» последовательность событий в сказке, выстроить их цепочку (работа с интерактивной доской)
3) Инсценировка сказки.
Нужен ли нам рассказчик? Для чего?
4) Оценивание.

Критерии оценивания: особое внимание при обсуждении отводится качеству исполнения «причитания», ритмичности, напевности, и любви.

Как вы думаете, удалось ли артистам «показать причитания»?

А кто смог в своём исполнении показать любовь? напевность?

Из каких предметных областей пригодились знания нашим артистам?

1) На какие две группы можно разделить животных из этой сказки? Кто из сказки «Волк и семеро козлят» — дикое животное, а кто — домашнее. Как вы думаете, а почему их так назвали?

2) Подготовленный ученик рассказывает детям, откуда взялись домашние животные (рассказ сопровождается презентацией):
-
Раньше у людей не было домов и техники, которая есть у нас. Они добывали себе еду охотой. Когда охотники добывали зверя (например, дикую козу), часто у него оставались малыши. Их не убивали, а приносили в пещеру, где жили люди. Эти животные росли вместе с людьми и постепенно становились домашними. Так люди одомашнили козу, корову.
3) - Назовите диких животных. (В работе используются слайды презентации «Домашние и дикие животные»).
-
Назовите домашних животных.
4)
Проверим, как вы умеете различать животных. Работа в группах сменного состава. Детям предлагается на классную доску два листа белой бумаги на магнитах.
Одна группа будет отвечать за «лес и поле, где живут дикие звери», а другая — «за ферму и дом, где живут домашние животные». Поэтому один рисует на своем листе — лес и поле. А другой — дом, окруженный забором.
Детям предлагается на парту один набор разрезанных карточек («дикие и домашние животные»). Они должны распределить между собой карточки (кому нужны изображения диких, кому — домашних) и наклеить их на свои заготовки.
5) Проверка выполненной работы. Сопоставление разных вариантов оформления работы.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Вернёмся к нашим линеечкам. Теперь, каждый из вас должен определить, повысился ли его уровень своей эрудиции по двум направлениям: мир русских народных сказок, мир животных или нет. Узнал он сегодня на занятии что-то новое или нет. На этом же листочке отметьте крестиком уровень усвоения знаний. Если ученик узнал много нового по РНС, крестик высоко, если где-то в чём-то сомневается –по середине, чувствует, что ещё многого не знает – ниже середины)


мотивация



оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения






общеучебные –структурирование знаний



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме







Выбор наиболее эффективного способа решения


 знаково-символические действия: преобразование модели , где выявлены существенные признаки сказки


 активное использование речевых средств: совершенствование игры-драматизации, совершенствование выразительности движений и речи, различение речи рассказчика и героев, накопление материала для последующего различения стихотворной и прозаической речи, различение жанров сказки и рассказа





построение цепочки логических рассуждений


Самостоятельное выделение и классификация знаний по данной теме


коррекция - внесение необходимых дополнений в способ действи

Сличение способа действия и его результата с поставленной задачей

 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения


Сказка Волк и семеро козлят

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

- Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

- Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Пошла она в лес, к волку, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

- Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.